Метод варьирования заданий и ЭВМ в учебном процессе



Печатающее устройство выдаст 30, 40, 50... вариантов задачи, каждый студент получит «свое» задание, к примеру, создать аватарку. Разбираться в сходстве и различии вариантов для студента будет сложнее, чем попросту решить свое задание. По этому же принципу можно варьировать задания для рассылки заочникам.

В качестве другого примера рассмотрим задачу на составление квадратного уравнения для учащихся 8-го класса:

Затем вступает в действие команда преобразование, и в следующем экземпляре распечатки окажется, что поезд был задержан на 16 мин и ликвидировал опоздание на перегоне в 80 км; потом перегон окажется длиной в 420 км, задержка - полчаса, а увеличение скорости на 2 км/ч и т. д.

Разумеется, многие преподаватели пользовались методом варьирования заданий и в «докомпьютерную» эпоху; для каждой задачи заготавливали 6 или 8 вариантов, каждый вариант печатали на машинке в нескольких экземплярах...

При наличии в школе компьютера с достаточным числом видеотерминалов тексты задач можно даже не печатать на бумаге, а выдавать на терминалы, стоящие перед каждым учеником. Первые несколько задач ученик решит привычным способом - в тетради; последующие он сможет решать на том же экране, используя клавиатуру, такую же, как у пишущей машинки. А компьютер проверит и проанализирует его знания, укажет ошибку, задаст наводящий вопрос.

Ученик, не очень прочно усвоивший приемы решения задач, может поупражняться после уроков дополнительно. Если самостоятельно решит три типовые задачи, компьютер предложит более сложную; если не сможет без подсказки решить ни одной из трех задач, компьютер предложит... обратиться за помощью к преподавателю. Для учебных компьютеров будут разработаны обучающие программы и по другим предметам.

Применение ЭВМ в учебном процессе

В Новосибирском университете считают, что применение ЭВМ в учебном процессе изменяет характер работы обучаемого. Если в обычном классе учащийся привыкает с помощью законов математики и физики вычислять, находить, в лучшем случае доказывать что-либо, то в компьютерном классе эти функции берет на себя ЭВМ. Тогда закономерен вопрос: что остается делать обучаемому? Происходит смещение акцентов - из исполнителя он превращается в творца: учится управлять компьютером, т. е. становится хозяином положения. А это сказывается на изменении его мышления.

Выпускники школ, прошедшие обучение в компьютерном классе, часто выбирают профессии, непосредственно не связанные с ЭВМ, - медицину, педагогику. Но, поступая в вузы, они уже видят, что может дать применение ЭВМ в их будущей профессии. Их там учат многому, бывает даже, что пытаются создать счетчик тиц и pr.

Компьютер становится посредником между учителем и учеником, он организует процесс обучения в соответствии с физиологической, психологической, интеллектуальной индивидуальностью. В традиционном обучении все вынуждены двигаться в одном темпе. Использование компьютера позволит каждому учащемуся выбрать оптимальную для него скорость подачи и усвоения материала. Но, несмотря на такую помощь преподавателю, численность каждой группы компьютерного класса не должна превышать 12-15 человек.

...Сидя у себя дома или в учебном кабинете, где установлен ПК, студент-первокурсник включает программу «Определенный интеграл». Лектор, читающий для ста и более студентов, не может подстроиться к скорости восприятия каждого, а ПК - может. Поэтому он и называется персональным, что работает с каждым пользователем в отдельности.